23:18 Опыты над аккумуляторами (или нифига не понимаю) |
Аккумуляторам 6 год. В -28 они почему-то не завели Бегемота и по всем признакам были севшие так, что при пуске аж приборка гасла и машина моргала аварийкой. Почему так произошло не понятно. Для большинства возраст АКБ как красная тряпка, в ответ сразу - да меняй уже. Но меня терзают смутные сомнения. Ситуация осложняется отсутствием надежного источника информации. В интернете лишь статьи и комменты, которые как обычно в сети друг другу противоречат. Решил детальней разобраться в вопросе. Начал с мануала. Мануал Мануал от машины достаточно простой - доливать воды и всё. Проверять и подзаряжать раз в месяц. Базовые принципы, что отключать сначала минус, что взрывоопасно и про очки. Больше ни какой полезной информации там нет. Даже про соду молчат. Книга по ремонту чуть более содержательная, но тема не раскрыта вообще ни как. В книге по ремонту машины информации чуть больше, но тоже кот наплакал. Максимальная сила тока генератора 120 А. Как связано с оборотами двигателя - не понятно. Интернет В других источниках тоже все достаточно расплывчато и с поправкой на модель АКБ. Книгу бы какую бы нормальную бы найти бы... Напряжение Нормальное напряжение рабочего АКБ без нагрузки от 12,6 вольт, чаще встречается 12,7 вольт. Нормальное напряжение на работающем двигателе 13,9-14,4 вольта. Критическое напряжение бортовой сети выше 15,5 вольт, значит пора искать поломки в электрике. Само собой напряжение должно быть только на контактах. Иначе это хороший повод для саморазряда. АКБ имеет свойство плеваться по чуть-чуть кислотой, плюс раскачка машины и т.д. в итоге на крышке получается налёт который проводит ток. Плотность Плотность 1,27 при 20 градусов. И 1,29 - 1,30 на морозы до -45*. Как я понял отрегулировать можно зарядкой, дистиллированной водой или кипячением при полной зарядке - испаряется как раз вода, идет её гидролиз на кислород и водород. Еще один вариант это перемешать электролит во всех банках долго переливая из одной в другую. Выше 1,30 это перезаряд и риск осыпания пластин потому что кислота становится более концентрированной т.е. активной и голодной. Решается доливом воды или при эксплуатации плотность быстро вернется в норму - разрядится. Плотность выше 1,35 риск начала разъедания АКБ. Уровень Уровень кислоты должен быть в норме. Доливать исключительно дистиллированную воду. По опыту лучше перед зарядкой и до максимума т.к. при зарядке вода может поглощаться. После полной зарядки уровень повыситься, но это из-за выделяемого газа и скопившихся пузырей внутри. Достаточно дать АКБ отдохнуть и потрясти аккуратно как уровень возвращается в норму. Сульфатация Еще одна страшная и мутная тема. Основные причины появления разряд АКБ, замерзание и как следствие разряд АКБ, жара тоже может способствовать. При сильной сульфатации АКБ при зарядке быстро кипит, в том числе вскипает прямо в автомобиле. Отложения можно наблюдать прямо через крышки на банках - белый\коричневый налёт, мутный электролит. Еще один признак серьезное падение ёмкости. Есть набор шаманских действий по восстановлению, но для двух АКБ это видимо недели две пешком ходить. Ёмкость Судя по изученным материала, ёмкость это розовый единорог в аккумуляторостроении. Её сложнее всего оценить, как я понял только косвенным путём. Причём уверенности у меня нет до сих пор, если все тесты прошли то заведется ли в -30? В теории должно, но я как айтишник пока не попробовал уверенно сказать не могу. Оборудование для опытов Мультиметр Замеры мультиметром они очень приблизительные, поверхностные и не раскрывают проблему ёмкости и осыпавшихся пластин. Ну есть напряжение и хорошо. Больше 11,5 вольт тоже хорошо, значит еще и все банки целы. Пока ставил опыты спалил мультик. Подумал что на совсем, но потом замкнув внутренности отверткой, понял что спалил только предохранитель. Обычный керамический на 250 мА в Москве так просто не найдешь. Нагрузка Нагрузочная вилка - тут забавней. По мануалу нужна на 310 ампер, но такая стоит как хрустальный мост, проще сразу новый АКБ купить. Те что по доступным ценам они на 100 ампер. Вилки с нагрузкой более 200 ампер уже встречают протест внутренней земноводной - близко к цене нового АКБ. Пробная нагрузка показала, что во-первых плавится свинцовый контакт на АКБ (чуть-чуть), плавится контакт на самой вилке, во-вторых это всё воняет и нагревается. Аэрометр Самая доступная полезная фиговина для опытов - всего 100 рублей. Замеряет плотность кислоты в АКБ. Механизм очень простой. Главное после использования промыть водой. Прочее Наши АКБ просвечиваются так что больше ни чего не нужно. Уровень можно прекрасно просвечивается фонариком. Зарядник Чем больше погружаешься в тему тем больше хочется от зарядника. В идеале чтобы автоматический, чтобы регулировать силу тока и напряжение. И чтобы встроенный ампер метр был и вольтметр. И еще чтобы разрядником можно было бороться с сульфатацией. И ёмкость проверять. Мой старый. Походу немецкий. Начинает заряд с 6 ампер и далее опускает ток заряда до 1а. В инструкции написано что быстрая зарядка. На 1а считает АКБ заряженным. Вот только он не заряжен полностью. При этом в конце заряда напряжение в более 14,8 вольт и более, как следствие АКБ активно булькает. Терпения дотянуть до заветных 16 вольт тока заряда не хватило. И как показывают замеры и не нужно точно будет перезаряд. Для профилактики можно на 1 ампере подержать АКБ какое-то время. Соседский Большой крепкий. Сделан видимо для не очень аккуратных ремонтников, прочность корпуса позволит легко отбиваться от зомби даже если просто размахивать им за провод. Дорогой. Собственно тесты АКБ снят. Отмыт. Забавно мыть с содой - она начинает шипеть и видна невооруженным взглядом химическая реакция, вся верхняя панель с пробками в кислоте. В общем протирать от пыли и даже просто мыть сырой тряпочкой явно не достаточно. Нужно тереть и хорошо содой. Реакцию на соду не ожидал увидеть. Жаль что не знал об этом раньше. Правый Напряжение в покое 12,85в при комнатной температуре т.е. норма, заряд держит. В морозы показывает 12,7в. С зарядкой некоторая мистика, заряжал своим. Простояв первую ночь на клеммах было 15,45 вольт, но зарядник на 1 ампер так и не ушел. Бульканье было вялым. Смущает что правый АКБ так на один ампера на автоматической зарядке и не вышел. Кипятить дальше смысла уже не вижу. Уровень электролита чуть спал. Левый Напряжение в покое за неделю жизни в машине без движения съехало на 12,6 вольта и отогрелось (не полностью) до 12,7вольт. Тест нагрузкой дает 10+ вольт т.е. нагрузку тестовую держит. Зарядка С заряжанием АКБ у меня до сих пор в голове полная каша, особенно с моментом окончания зарядки. А вот дальше разброд и шатания в интернете - момент определения что зарядка завершена вообще туман. Напряжение заряда походу желательно как в машине в районе 14,2-14,4 вольт, тогда и не кипит и мягко заряжается. Хотя те же НТВшники в Главной дороге, как и другие люди с форумов, оно же старая советская школа, говорят что полная зарядка произойдет когда будет больше 16 вольт. При таком напряжении по ощущениям кислота в АКБ наберет такую плотность, что АБК проест дыру к соседям снизу. Или просто к этому моменту все выкипит. Конец заряда по амперметру на зарядном устройстве - когда ток стал близким к 0. Но это заряженный на 90% АКБ. Сколько его еще заряжать? Как отследить этот 0 если индикация не внятная на зарядниках? Еще один признак кипение. Но по опытам и это не показатель, достаточно снизить напряжение и кипение уйдет. С кипением тоже не понятно. Кто пишет что это нормально. Кто пишет что почти зарядился. А кто-то что кипение может начаться от 60% заряда. А где-то говорят что раз активно кипит сразу какая-то одна банка значит ей хана - короткое замыкание. Как понять что пластины осыпались вообще не понял, кроме как явного признака козы т.е. короткого замыкания. Для кого-то основной показатель это плотность электролита. Пока склоняюсь ориентироваться на него, чтобы не вляпаться снова когда плотность 1,3 или выше т.е. перезаряд. При этом у меня все равно нет уверенности что если плотность в норме, то АКБ заряжена полностью. Выводы: А выводы не понятные. АКБ по всем признакам живые. Видимо нужен более мягкий и правильный зарядник. Заряжать их с простоями машины нужно чаще. Желательно без кипения. И следить за плотностью. На всякий случай пора присматривать замену аккумуляторам. ЗЫ: 24.01.2017 Написано много, но суть проблемы не раскрывает. Всё потому что в первичный анализ попали только общие статьи. К сожалению они полностью тему АКБ, его процессов не раскрывают. Не зная что искать в поисковике попадаешь только на общие темы из популярных. Часто даже тип АКБ не учитывается когда дают рекомендации по зарядке и уходу за АКБ. Поэтому то, что АКБ бывают разных типов по своей конструкции у меня не затронуто так же совершенно. Как следствие ток зарядки и напряжение для них может быть очень разным. А главное походу все наши типовые зарядки не учитывают не только химические реакции в батареях при зарядке, но и специфику этих реакции, время протекания реакции, а тип конструкции и подавно. Как следствие не верный уход, низкий ресурс, потеря ёмкости. |
|
Всего комментариев: 2 | |||
| |||